Поэт этот обладал настолько независимым - и непатриотическим с точки зрения обывателя - мышлением, что тогдашний гарант отсутствующей напрочь в стране конституции прокомментировал гибель поэта на дуэли хрестоматийным
Нашему нынешнему гаранту, считающему Николая I в некотором роде даже образцом для подражания - что бы там ни писал об императоре Палкине диссидент Герцен - даже показалось уместным разъяснить журналистам на декабрьской пресс-конференции, что Лермонтов, конечно, был оппозиционером по отношению к действующей власти, но вместе с этим он был патриотом, так как был офицером и боролся за интересы своей страны.
Правда, это "так как" не очень отражает причинно-следственную логику патриотизма, ну да ладно. Главное, что "человек, являющийся оппозиционером по отношению к власти, необязательно является пятой колонной".
К сожалению, этот мессидж так и не был услышан теми, для кого он, собственно, и был подготовлен: условными 84-мя процентами населения, считающими главными врагами страны российских писателей, академиков и весь остальной думающий 16-ти процентный сегмент социологических подтасовок.
Самые активные представители 84 процентного большинства даже объединились в общественное движение Антимайдан: в частности, партия Великое отечество, байкеры "Ночные волки", казаки - в общем, цвет нации.
Мы, "Ночные Волки", -
бросив якоря,
с вашей книжной полки
к вам спешим, друзья
что-то похожее пели в моем детстве в радиопередаче Клуб знаменитых капитанов - не думал тогда, что главными капитанами станут Лебядкин и Копейкин.
Своеобразие России - в азартном нежелании развиваться в русле единой мировой цивилизации и европейских гуманистических ценностей, и здесь даже крепкий государственник и эффективный менеджер Петр Алексеевич I им не указ: ни аршином ни понять, ни интеллектом не измерить.
Однако удивительным образом, даже и культивируя свою центростремительную изоляцию, большинство гордится в России вовсе не тем, чем действительно следовало бы.
Патриотам не важен вклад России в мировую культуру – это досадно и достаточно печально, ну да Бог с ними. Гораздо хуже то, что вершины нашей культуры не нужны им даже и для внутреннего пользования.
Многие ли могут похвастаться тем, что прочитали Слово о полку, Повесть временных лет, Житие протопопа Аввакума на языке оригинала – на древнерусском? куда там: большинство нашего патриотического большинства – хотя и гордятся, совершенно в этом не разбираясь и не смысля, традициями и ценностями Святой Руси – незнакомы даже с переводами базовых текстов и на современный литературный.
Более того, так же чужды им и остальные пласты нашей культуры: вряд ли патриоты читают запоем Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина, Платонова или современных Сашу Соколова и М.Шишкина – в общем, тех, чье творчество заставляет людей учить русский язык по всему миру.
Соответственно, катастрофически падает и умение донести мысли до собеседника, снижается и планка грамотности: кажется, находись платиново-иридиевый эталон метра на хранении в России, его давно заменили бы алюминиевым.
В результате снижается и качество мысли: в краю тотальной неграмотности мысль, опирающаяся в первую очередь на слово, неминуемо чахнет.
Правда, Крым-то, конечно, наш, этого уже не исправить, остается только гордиться. Но ведь и Кунашир наш, и Карские ворота наши, и Камчатка наша, и даже Кондопога – гордись не хочу.
Не лучше обстоят дела и с любовью патриотов к музыке, живописи и национальной архитектуре.
Интересно, много ли есть людей, любящих Москву так, как я – не как те 84% населения, а по-настоящему: чтобы шляться по переулкам, заходить во дворы, знать, что было в домах до революции и до войны, помнить, какие дома и кварталы снесли – и понимающих, какой урон культуре нанесен градостроительными подвигами Собянина, Лужкова и Ресина, а до того годами советской власти с варварскими разрушениями столицы.
И вот теперь о хорошем: вышла книга В.Сутормина

М., Центрполиграф, 2015
Жанр – и серия – обозначены как ПутеБродитель по Москве. Рекомендую.