– Тема сегодняшнего занятия – «Тактическое взаимодействие подводных лодок с соединениями надводных кораблей и авиацией». Ну, что вам сказать? Несогласованность взаимодействия пагубно сказывается на боеспособности флота. Ну как вам это попонятнее объяснить? Вот у нас на Севере был случай…
Все, здесь секретную тетрадку (прошитую насквозь секретной ниткой с секретной печатью общую тетрадь в клеточку на 96 листов) можно закрыть: про тактику сегодня больше уже ничего не будет. А будет очередной горячечный рассказ кап-три Таранды о его службе на ракетном крейсере в Северном флоте. На РАПЛ.
На кафедре два человека с редкими – и одновременно похожими – фамилиями: Таранда и Харумда, обе с ударениями на последнюю «а». Второй – кап-раз – провел у нас всего одно занятие, по Уставу караульной службы, подменял заболевшего офицера. У него осложнения после контузии: через каждые несколько минут вскидывает на середине фразы высоко вверх руку в староверском приветствии и орет «щеколдА!!» налегая опять-таки на последнюю букву, а потом ошарашено крутит башкой, пытаясь вспомнить, на чем его выбило.
А Таранда уже четвертый день пытается преподавать нам основы тактики, но все время сбивается на примеры, уносящие его с пол-оборота в офигительные дали, корабли в которых тонут эскадрами, а самолеты разбиваются авиаполками.
– Звено отрабатывало задачу бомбометания по условной субмарине в условиях фактической низкой облачности. Когда штурман доложил командиру, что они вышли на заданную точку, командир грубо отчитал штурмана за невнимательность. По расчетам командира, до точки бомбометания им еще оставалось пролететь сорок миль, и звено сместилось курсом северо-северо-запад на сорок миль от правильной точки. Потому что, как показало потом расследование, прав был все-таки штурман. Таким образом, звено оказалось над акваторией, где как раз в это время фактическая дизельная лодка выполняла учебную постановку мин. Когда экипаж лодки зафиксировал первую серию взрывов глубинных бомб, командир лодки немедленно дал команду на экстренное всплытие. Как вы знаете, в надводном положении повредить лодку может только прямое попадание, на глубине же взрывы бомб означают почти верную гибель. Кроме мгновенно принятого правильного решения во внештатной ситуации, лодку спасло также и то, что свою задачу она выполняла на малой глубине, а учебное бомбометание летчики отрабатывали по большому горизонту. Лодка всплыла и благополучно дошла своим ходом на базу. Командир же авиазвена, как раз заходивший на вторую атаку по условному, как он полагал противнику, увидев под собой нашу всплывшую лодку, утратил контроль над управлением. Самолет ударился о воду и затонул.
Причины трагедии: ошибка командира звена, неоповещение командира штабом об учениях лодок в сопредельной акватории, отсутствие радиосвязи между лодкой и авиазвеном.
В истории Отечественной войны тоже известны такие случаи. Возвращается наш самолет на аэродром, командир докладывает: «Боевое задание Родины выполнено, фашистская лодка уничтожена». Ждет, понятно, что представят к награде, а ему комполка и отвечает: «Молодец, только мне уже звонили. Утопил ты не фашиста, а советскую лодку со всем экипажем.»
– Или вот шла одна наша североморская РАПЛ в точку запуска и, проходя через район промысла, налетела на кошельковый невод. Лодка совсем не пострадала, а сейнер затонул вместе с рыбаками. А ведь будь на его месте большой траулер, могла бы случиться и серьезная трагедия: на борту были боевые ракеты.
А одно только ракетное топливо… Вы же уже проходили ракетное топливо? Ну, неважно. В общем, грузили у нас на базе как-то на лодку торпеды перед дальним походом. Дело-то обычное: цепляют их по одной и опускают в шахту. И тут лопнул строп, торпеда долбанулась о бетонный причал и раскололась. Там запас прочности хороший, но и бетон в ВМФ используют непростой. Про причал я вам позже расскажу. Раскололась торпеда, и хлынуло из нее топливо. Вообще-то при погрузке торпед причал пустой должен быть, но обычно там всегда ходят всякие раззявы, вот и на этот раз. Кто, когда торпеда треснула, не сразу побежал, у тех ноги сразу отъело по пояс, а кто с места рванул – у тех ноги растворило только по колено, но все равно они в эту лужу падали и мерли тут же.
Выжить там мог только один крановщик, но когда он увидел, как к его кабинке поднимается оранжевое облако, то нервы у него не выдержали, и он с крана в воду бросился. Ну, пока он летел, он еще долго был жив. А на воде его уже пленка топлива ждала.
– А с причалом там такое было дело. Новый год тогда отмечали. И все, кто был от вахты свободен, пошли в офицерский клуб. А МПК стоял у стенки с вахтой. И вот, ночью был сильнейший шторм. И волна была такая, что МПК поднимало на волне и швыряло о стенку. Эти распиздяи противолодочники его плохо пришвартовали. Выпить торопились. Вот, несколько часов, пока все в клубе пили, его так молотило. Утром пошли посмотреть – а там уже ни корабля, ни причала. А бетон отличный был.
Что звонок уже? Опять мы с вами недопрошли сегодня тему по тактике. Ну, сдавайте тетради секретчику – надеюсь, никто туда ничего не по теме сегодня не записывал? – сдавайте тетради, в следующий раз доработаем.