Как поясняют руководители страны и отрасли, введение запрета на лов в наших водах дрифтерными сетями убирает в Дальневосточном регионе игроков, которые вели промысел этими орудиями лова – Японию, Китай и Корею, что обещает значительное снижение прессинга промысла на рыбные запасы. В первую очередь это важно для сохранения популяций дальневосточных лососевых: горбуши, кеты, нерки, кижуча и др.
Соблюдение таких мер поможет существенно увеличить величину вылова этих ценных видов рыб отечественными компаниями, но бесконтрольность здесь недопустима.
Поэтому на прошедшем в начале сентября во Владивостоке Восточном форуме по развитию стран региона Г.Греф объявил о готовности России создать Рыбную биржу, на что РФ собирается выделить до 3 млрд. руб. Когда все звенья отрасли – добыча, транспортировка, хранение и реализация – будут увязаны в единую эффективно функционирующую систему, это позволит, по мнению разработчиков, снизить цены на рыбу в 1,5-2 раза.
В этой схеме в качестве важного инструмента рассматривается ограничении торговых наценок на рыбу.
Всё это в течение нескольких сентябрьских дней звучало в новостных аналитических программах.
К эти официальным объяснениям хочется добавить, какой ситуация представляется мне.
Нужно понимать, что такая реорганизация отрасли потребует немало времени. Вспомним, как медленно и с каким трудом развивается наше сельское хозяйство, поддержкой для которого, как ожидалось, станет введенное более года назад эмбарго на продукты из ЕС и США – а авторов программы реорганизации рыбной отрасли ожидают и другие сложности, многие из которых предсказуемы уже сегодня.
Так, ряду продавцов их рыбный бизнес может стать с ограничением торговых наценок просто невыгодным: ведь на самом деле эти наценки продиктованы не идеей извлечения чистой прибыли, а идут на покрытие расходов по аренде помещения, электроэнергии (её много потребляют холодильники, обеспечивающие сохранность товара), транспортным доставкам, фонду заработной платы и др.
Введением же командно-административных и усилением фискальных мер эти проблемы решить не удастся.
Кроме того, новых больших дополнительных отчислений потребует финансирование работы аппарата, который придется создавать для контроля прохождения рыбы и рыбной продукции от моря до прилавка.
И наконец - к сожалению, результаты работы управляющих структур за последние двадцать лет, как и алгоритмы принятия решений и их исполнения (или неисполнения) не дают особых оснований для веры ни в искренность намерений институтов власти, ни в возможность разработать модель функционирующей системы, ни в надежду на упорядочение российского рынка на практике.
Это не получается ни в сельском хозяйстве, ни в здравоохранении, ни в сфере образования, ни в организации научных разработок, ни в автопроме и т.д. - с чего бы вдруг наступить порядку в рыбной отрасли.
Тем более если речь идет о введении контроля, регламента – и ограничения торговых наценок.
Полагаю, что создание Рыбной биржи РФ, способной регулировать цены на рынке и к тому же в сторону понижения оптовых и розничных цен, обернется попыткой внедрить инструмент по обложению участников рыбного рынка дополнительными налогами и поборами, что может привести к новому витку коррупции в отрасли и к личному обогащению незаконными способами чиновников – в первую очередь тех, кто будет контролировать такую кормушку.
Так что, скорее всего, обольщаться не следует – и скорого изменения ситуации на рыбном рынке пока не предвидится.