Ан нет: это мне 15-летний девятиклассник, у которого я сейчас репетитором, отвечает тему по истории - предварительно прочитав конспект того, что записал в классе, и раздел в учебнике.
- Япония сбросила гнет колониальной зависимости и стремительно расширялась. А поскольку вокруг нее океан, то расширяться ей было особо некуда. Но под боком у нее как раз была никем не охраняемая Россия.
Война сначала была успешной для России, потом улучшилось положение Японии, а потом было подписано перемирие, и все стало зашибись.
- В каком смысле - зашибись?!
- Ну, мир же. Война закончилась, людей убивать перестали.
- Что перестали - это, конечно, хорошо. К тяжелому колониальному прошлому Японии мы еще вернемся - а вот кто выиграл ту войну, кто проиграл?
- Да никто: перемирие же.
- А каковы были территориальные потери России?
- А были?
- Еще какие. А как вы оцениваете гибель русского флота?
- А там еще и флот участвовал? Нам не говорили.
- Про Цусиму и Порт-Артур ничего не слышали? А про гибель Тихоокеанской эскадры вам ничего не рассказывали? А про судьбу кораблей Балтийского и Черноморского флотов, пошедших на Дальний Восток в обход Африки и по Индийскому океану, вам тоже не говорили?
- А чего, так и пошли? Нам говорили, что царские адмиралы - дебилы, но я не знал, что настолько. А чего же они отсюда-то не пошли (тычет пальцем в глобус в районе устья Индигирки)?
- (максимально спокойно, чтобы не треснуть его по башке) А про героизм наших моряков вам тоже не говорили? Когда они топили свои корабли, чтобы не сдавать их в плен японцам?
- А чё, и такое было? Я же говорю - дебилы! Я бы до последнего сражался, да я на таран бы пошел, если чё!
[Есть, кстати, и такая версия: что экипажи Варяг и Корейца затопили именно, чтобы самим спастись.]
- Было. Как крейсер-то затопленный русскими моряками назывался?
- Не знаю.
- Ну как - не знаете?! Не можете не знать! Весь мир знает этот крейсер - а вы не знаете? Про него даже песни поют!
Тень мысли просветляет его лицо, и он радостно выпаливает:
- Вспомнил! Аврора!!